К списку новостей

Васильевский остров – жизнь на твоей волне между двух портов

18 Июня 2018

Источник

Васильевский остров — остров контрастов. Это проявляется во всем, начиная с погоды в разных частях, отделенной от материка территории, и заканчивая архитектурой. Обсуждение погоды оставим на откуп метеорологам, а сегодня посвятим наш рассказ стилям и застройке. Торжественно-праздничная Стрелка и урбанистическая Гавань, как развивался район между двух портов и в каком направлении движется сейчас? Почему наше время можно назвать техно ренессансом? Где жить на острове, чтобы быть в центре всех событий? На эти и многие другие вопросы ответит наша статья.

История

Васильевский остров — в этом обособленном месте сконцентрированы все исторические эпохи Российской Империи. Можно даже отметить смену мышления петербуржцев, которая находит отражение в архитектуре острова. Вместо того, чтобы открыть иллюстрированную энциклопедию по стилям — прогуляйтесь по Васильевскому и вы погрузитесь в живую историю архитектуры, которая разворачивается на прямых линиях уникального острова. Сегодня мы с вами пройдемся по маршруту от Стрелки до Гавани, от исторического порта до суперсовременного арт-кластера и посмотрим на архитектурные стили.

Рационализм и классика

Начинаем свой путь со Стрелки Васильевского острова.

Торжественность классического стиля, подражающего античным зданиям, нашла отражение в ансамбле Стрелки Васильевского острова — здании Биржи со строгими мраморными колоннами и скульптурами и симметрично расположенными пакгаузами Биржи. Стройность, логичность и строгие геометрические формы, стремление к гармонии и совершенству с некоторою манерностью и усложненностью формируют парадность этой части острова, бывшей в свое время главным портом города.

Территория нынешней Стрелки долгое время оставалась неблагоустроенной, несмотря на то, что сам Васильевский остров начал активно застраиваться еще в начале XVIII века при Петре I. Сначала сюда перенесли городской порт, но позже сместили его севернее. Первый план преобразования площади был принят в 1767 году, однако, первая постройка — величественное здание Биржи — была возведена архитектором Ж.-Ф. Тома де Томоном только в 1805–1810 годах, в это же время здесь появились и Ростральные колонны. Здания, расходящиеся крыльями в сторону от Биржи, были построены в 1826–1832 годах, с их появлением ансамбль Стрелки был окончательно оформлен.

Знаменитый полукруглый выступ Стрелки имеет искусственное происхождение — для его обустройства в русло реки был подсыпан грунта, увеличивший длину мыса на 123,5 метров в сторону реки. Первоначально он предназначался для парадной пристани морского порта, но в 1894 году было решено организовать на нем небольшой сад с вазами, дорожками и скамейками. Современный сквер на Стрелке был создан в 1925–1926 годах по проекту Л. А. Ильина.

Меж двух портов

Между двумя Невами, от стрелки до Гавани, расположена азбука архитектурных стилей. Это здания стиля петровское барокко, находящиеся преимущественно на университетской набережной (Кунсткамера, Академи наук, Здание 12 коллегий, Меншиковский дворец). По обе стороны Большого проспекта располагаются эклектичные здания, в которых романтично смешиваются стилистические нормы существующей архитектуры и отсутствует традиционные законы гармонии пространства.

На смену бесконечно повторяющей себя эклектики пришел модерн — дома (в основном доходные) этого стиля начинаются со середины Большого проспекта и продолжаются по Гаванской улице до пересечения с Малым проспектом, образуя букву «V». Здания стиля неоклассицизма разбросаны по всей восточной части Васильевского острова.

На Васильевском есть и вкрапления неорусского стиля — в районе Смоленского кладбища (Часовня св. блаженной Ксении Петербургской, часовня во имя Святых Сергия и Германа Валаамских — Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря), Церковь св. Николая Чудотворца на 8-й линии, Церковь Успения Богоматери на набережной Лейтенанта Шмидта и часовня Николая Чудотворца на Благовещенском (Николаевском) мосту. Российскую псевдоготику на Васильевском представляет Лютеранская церковь Святого Михаила на Среднем проспекте. Неоренессанс, необарокко, византийский стиль также представлены на Васильевском острове точечно.

Конструктивистские постройки расположены на территории между Малым и Большим проспектами вдоль 10–20 линий. Самый знаменитый пример конструктивизма — ДК имени Кирова. Монументальный сталинский неоклассицизм занимает юго-западную часть острова — районы Большого проспекта (ниже Косой линии к Морскому вокзалу) и Гаванской улицы.

Новая волна

Современные здания Васильевского острова расположены в Юго-Западной его части, плюс наблюдается точечная застройка центра острова и жилая застройка намывных территорий. Юго-Запад острова с его урбанистическим техно-ландшафтом переосмысляется в создании функциональных зданий, где сегодня расположатся новые культурные точки притяжения и общественные пространства как альтернатива консервативным музеям. Таким местом является, например, порт «Севкабель» с выходом к заливу.

На застройку намывных территорий не ложится ответственность соответствия домов архитектурному ландшафту всего Васильевского острова. А точечная застройка центра острова обязана вписываться в исторический контекст и архитектурную логику Васильевского — между урбанистической рациональностью Гавани и парадной классической рациональностью Стрелки.

Например, дом бизнес-класса NEVA-NEVA на пересечении 24-й линии и Среднего проспекта, строится в стиле европейского неомодернизма — функциональная и лаконичная архитектура, которая, с одной стороны, отказывается от вычурности и ненужного излишества — классических орнаментов и украшений, с другой — продолжает рационалистическое повествование в строгих прямых линиях. Такая интеллигентная беседа истории и современности.

БАЗИС-СПБ, возводящий дом NEVA-NEVA, поддерживает общую тенденцию развития острова, вписывает объект в исторический контекст, делая акцент на комфортной и качественной жизни. Это касается не только визуального воплощения — терракотовой отделки, динамичности фасада, но и внутреннего наполнения дома — возможности перепланировки квартиры, закрытого двора с ландшафтным дизайном, отдельной игровой комнаты для детей.

Это пример гармоничного вхождения нового, комфортного и технологичного здания в уже привычный ландшафт. Грамотная, не режущее глаз черта, придающая шарм центральной части острова. В пешей доступности от Залива и выходя к воде в знаменитой Гавани.

Гавань и новый порт

Завершим нашу прогулку в Западной части Васильевского острова — в Гавани. Она была заложена в 1721 году и называлась Галерной гаванью, а в черту города была включена лишь в 1808 году. Гавань долгое время была окраиной, отделенной пустырями от основной части острова, застроенной дворцами, государственными учреждениями и доходными домами.

Каменные здания (от трех до пяти этажей) здесь стали строиться в конце XIX — начале XX вв. Имеющиеся деревянные постройки Гавани в период блокады Ленинграда были разобраны на дрова. В послевоенное время Гавань начала застраиваться жилыми домами. В 70-е годы на территории, которая называлась «Портовое поле», был воздвигнут Морской вокзал (1973—1983 гг.) и выставочный комплекс «Ленэкспо» (1968 г.). Гавань сегодня — это морской фасад Санкт-Петербурга. На намывных территориях Васильевского острова расположен первый и единственный в Северо-Западном регионе России специализированный пассажирский порт — комплекс, включающий семь причалов общей длиной 2171,06 метра для приема океанских лайнеров длиной до 340 метров, три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал. Строительство нового порта в Невской губе началось в 2005 году, а уже в сентябре 2008 порт принял первое судно с пассажирами на борту.

Как мы видим, Васильевский остров развивается, но продолжает оставаться уникальным местом для жизни. Благодаря появления большого количества культурно-развлекательных объектов, новому порту и повышению туристической активности, это развитие ускорилось, а комфорт и особая атмосфера жизни остались. Васильевский остров продолжает поддерживать имидж самого «петербургского места» в городе, с самой большой концентрацией исторических и современных центров культуры и искусства.